Русский народный костюм сценарий


Чистоту я соблюдаю,

Я хозяйку украшаю,

Красотой всех привлекаю:

Вышивкой отделан в тон,

Называюсь я… (Запон)

Шерстяное полотно

Вокруг талии обведено.

Узор вьётся по подолу,

Называется…(Понёва)

Раньше в поле я росла

И травинкою была,

Меня создали ткачи и пряха

Называюсь я ..(рубаха)

Учитель сообщает ученикам задание урока:

А теперь, на основе всего увиденного и услышанного материала, мы будем выполнять эскиз русской народной одежды.


Получится ну очень атмосферно!

Приглашение

Конечно, в русском народном стиле – имитация древнеславянского шрифта и обращения князь-княжна или боярин-боярыня, синонимы вечеринка – гуляния, конкурсы – забавы, танцы – пляски под частушки.

А можно и так:

В гости к нам душевно просим, Приходи, честной народ! Петь-плясать до ночи будем Аль до утрА, как пойдет! (время, место и дресс-код на обороте).

Вариантов оформления пригласительных масса. Например, можно распечатать основу для открытки под гжель, хохлому или другой вид русской народной росписи. Сделать картонную балалайку, печь, лапоть. Или баян: два прямоугольника с гармошкой бумаги внутри.

Вниманиеattention
На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.

Ведь на Руси всегда любили праздники.


Инфоinfo
Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки.

Важноimportant
Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде.

По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали).

Русский народный костюм сценарий

Они к нам приехали из села Никаноровка Губкинского района. Там издавна женщины носили сарафаны, только в каждой губернии шили сарафаны по-разному.

В одних – распашной, с застёжкой по середине, в других цельные, на сборках. Ткани для сарафанов праздничных покупали дорогие, фабричные – шёлк, бархат, тафту.

Для повседневных – попроще, ситец, кумач.
Пёстрые, цветастые сарафаны были нарядны сами по себе и вышивки уже не требовали. А если для сарафана

бралась ткань одноцветная, то украшали его яркими лентами, тесьмой, галуном.
Рассказчица обращает внимание на свой сарафан.

Рассказчик 1: Под сарафан одевалась обязательно рубаха. полотно для рубахи женщины ткали сами, а потом украшали рукава и горловину замысловатыми вышивками. Как вы думаете, ребята, всегда ли рубахи были одинаковые? Какие узоры были на них? Ответы детей. Верно, для каждой из этих рубах был свой узор.

Меню

Угощения сытные, обильные и на любой вкус! Стол должен буквально ломиться от разнообразия в меню рыбных, мясных и овощных блюд – традиционное застолье.

Несколько вариантов для соблюдения стиля (исконные русские народные угощения):

  • дичь, каши с грибами или мясом, запеченный поросенок, окрошка, запеканка, гусь в яблоках, жаркое;
  • заливная или печеная рыба, икра;
  • разнообразные соленья и маринады (капуста с клюквой, овощи и грибочки, яблоки моченые);
  • ягоды, повидло и варенье, блины и бублики, ватрушки и пироги, калачи и кулебяки.

Если вы празднуете день рождения, закажите торт в русском народном стиле – шикарный сюрприз гостям вечеринки и имениннику!

Хватит и пары-тройки тематических «коронных» блюд.

По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уже тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти «вволю» дарителя и потерять свою волю.

Поэтому казак ни за что не надевал бы «шубу с царского плеча».

Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике.
Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу.

Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду ребёнок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребёнок у родителей. Казаки традиционно следили за собственной внешностью.

Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.

В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Все было именно так. Но где и когда – никто не знает.

Поверх рубахи надевали зипун. Верхней одеждой был кафтан. Основной женской одеждой была длинная сорочка, которую шили из разных материалов. На нее надевали сарафан. Модификации сарафанов дошли и до наших дней.

Как известно, русский костюм не был одинаковым на всей территории России. Существовало два основных типа русского костюма: так называемые северный и южный. На севере носили рубаху, сарафан, кокошник. На юге – рубаху, юбку-понёву и кичку. Рубаха называлась рукава, так как из-под сарафана видны были только рукава.

Сарафаны до середины 19 века были косоклинные, распашные. Сарафаны обязательно подвязывались. Потерять пояс считалось – опозориться.

Отсюда выражение: «Без креста, без пояса». К поясу относились особенно внимательно. Он выполнял функцию оберега-защитника.

Декорация: домик с плетнем, лавка, береза. С потолка свисают птички.

Оборудование: русские народные костюмы, картинки с изображением костюмов разных губерний, прялка, рушники, интерактивная доска.

Ход:

(под музыку открывается занавес. Перед домиком на лавке сидит Арина и прядет).

Арина (взрослый):

Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии.

Зовут меня тетушка Арина. Вот не успели оглянуться, как лето пролетело. Вот и осень на дворе. Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь – пряду.

Совсем как моя бабушка бывало. Только по одной редко сидели. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях-то и веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед своими подругами свою работу делать плохо, кое-как. (Стук в дверь). Ой, стучат. Я же говорю – не сидели по одной.

Преподаватель: Выходцева Оксана Николаевна

Участники урока: учащиеся 3 класса ДХШ

Тип занятия: групповой 10-12 человек

Цели и задачи урока:

Продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении — декорировании костюма.

Учитель начинает урок:

— Ребята, Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничная и праздничная народная одежда, как и зачем украшали её?

Взгляните на эти наряды, их дивное многоцветие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *